Как можно использовать виды кривых жизненного цикла товара во благо компании?

Как можно использовать виды кривых жизненного цикла товара во благо компании?

Жизненный цикл товара зависит от многих факторов, которые могут влиять на него как прямо, так и косвенно. К сожалению, даже самые продвинутые математические модели не способны просчитать абсолютно всё. Экономическая система настолько сложна, что даже пресловутая теория хаоса, вынуждена признать свою недееспособность. Поэтому удел маркетологов всего мира составлять простейшие модели, когда есть два-три устоявшихся фактора, все остальные просто отбрасываются. Это позволяет иметь общее представление о будущем и текущем положении дел на рынке и помогает твёрдо держаться на ногах в условиях динамично меняющейся среды.
Сегодня речь пойдёт об одном из традиционных инструментов каждого маркетолога — жизненном цикле товара. Но рассмотрен он будет под немного необычным углом. В центре внимания в первую очередь форма и длинна кривой на графике.


Ось игрек в данной ситуации является отображением объема проданных товаров. Ось иксов показывает время в течение, которого продукт проходит определённые жизненные этапы, принося компании как прибыль, так и убытки. Главное это вовремя принимать необходимые меры, чтобы получить максимально полезный эффект и минимизировать финансовые риски.

Теперь, когда у вас есть общее представление о кривой жизненного цикла, вернёмся к главной теме. Первый пример называется бум. Представьте себе товар, которому удаётся сохранять высокую популярность на протяжении долгого времени. Можно вспомнить небезызвестный напиток Sprite, который уже не одно десятилетие занимает прочные позиции в рейтинге мировых продаж. Отдельно хочется сказать, что этап зрелости может длиться десятилетиями.
Также существенный интерес для учёных представляет кривая, которая получила название ностальгия.

Допустим, некогда популярный товар вышел из моды лет двадцать-тридцать назад. Но компания приняла действенные меры по ребрендингу, и продукт вновь поступил на прилавки. Отличным примером в данном случае будут кроссовки в стиле ретро от компании Nike, которые спустя почти двадцать лет вновь стали хитом среди молодёжи.
Увлечение — это вид кривой жизненного цикла, когда товар вызывает временный взрыв продаж, а потом канет в небытие. Он моментально взлетает на пик популярности, но и также быстро забывается. Интересным исключением из правила является кривая продолжительного увлечения. Это ситуация, когда часть спроса падает, но определённое количество клиентов до сих пор предпочитает покупать ваш товар.
Кривая провала, как уже можно догадаться из названия означает полный крах всех амбиций и надежд. Ни о какой прибыли не может идти и речи. Товар практически сразу перестаёт пользоваться популярностью и исчезает из рынка. Редким примером модернизации является кривая нового подъема. Представьте себе, что продажи продукции перестали расти, но небольшое усовершенствование или переориентация на новые сегменты рынка привела к повторному скачку популярности. Сразу вспоминается всемирно известный бренд Procter & Gamble. В своё время они позиционировали продукцию как чисто детский продукт. Но под влиянием внешних факторов и падением спроса, они решились направить свою рекламу на ещё одну категорию — мам. Успех был просто невероятный.


Роль начального этапа кривой жизненного цикла полностью можно осознать, лишь пронаблюдав ситуацию неудачного выведения на рынок. Вначале что-то пошло не так, возможно были какие-то дефекты конструкции или неправильно выбранная целевая аудитория, но результат оказался плачевным. Тем не менее, руководство компании не отчаялось, применив ещё одну попытку внедрения на рынок, и она завершилась грандиозным успехом.


Итоги
Многие классики маркетинга выделяют и другие интересные примеры поведения товара на рынке. Но самые значимые и наглядные были описаны выше. Всё это должно дать понять начинающим маркетологам, что кривая жизненного цикла выступает не только индикатором успешности, а ещё и инструментом, который помогает вовремя задействовать те или иные рычаги влияния.

Автор Виктор Фролов

Please follow and like us:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *